Высокая четкость и громкость голоса педагога, а также правильно расставленные акценты в речи напрямую влияют на качество усвоения материала учениками – подтверждают исследования.
Именно поэтому управление голосом – это такой же важный инструмент преподавания, как и компетенции педагога. Мы поговорили с экспертом TEDх о том, что делать, чтобы ученики лучше слышали и воспринимали информацию.
«Беспокоиться перед началом выступления – нормально, особенно, если перед вами новые люди – независимо, взрослые или дети. – комментирует продюсер проекта TEDxNastavnicheskyLane, Валерия Лопырева. – Первое, к чему приводит волнение – снижение громкости речи. И в большинстве случаев аудитория не готова прислушиваться – «тихий» докладчик, пусть и очень знающий, уже через несколько минут сталкивается с гулом в зале или раздражением на лицах».
Несмотря на то, что гголос и речь – нематериальны, это один из профессиональных инструментов педагога. Любой специалист, говорящий более 4 часов в день, оказывается в зоне риска по здоровью голосового аппарата.
Чтобы стать услышанными учениками, важно добавлять язык … тела! Наша невербалика может нести до 50% информации! А зрительный контакт с учащимися демонстрирует вашу поддержку и внимание.
«Зрительный контакт очень важен, поскольку он способен стимулировать вовлеченность слушателей. Для этого лучше заранее подготовиться к лекции, чтобы не отвлекаться на заметки, а качественно взаимодействовать с аудиторией. – комментирует Валерия Лопырева. – Это также вам позволит проявить себя как человека, хорошо знающего материал».
Помимо этого, использование жестов повышает интерактивность урока, привлекая интерес учащихся. Чаще улыбайтесь, кивайте, двигайтесь по классу и визуализируйте сказанное движением рук.
Умение выстроить правильную коммуникацию со слушателями – важнейший навык для учителя. Хорошо настроенный голос – часть этого умения, позволяющая любому педагогу добиваться прекрасных учебных результатов.