От письма фаворитки Павла I – до «Медного всадника» и рецепта Булгакова

Новости 574

Обзор предстоящих в сентябре торгов «Литфонда».

В топе лотов 21 сентября – архив писем фрейлины императора Павла I за два миллиона рублей и редкое сочинение Гоголя почти за полтора миллиона.

Интересны также выставленные на торги 21 сентября уникальный фотоснимок Булгакова с фрагментом рецепта на морфий. Отдельного внимания заслуживает аукцион 28 сентября, на котором представлены раритеты из архива известной художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. В частности, ее именной экземпляр с текстом «Медного всадника».

Переписка фрейлины Павла I, редкий Гоголь и другие уники

«Представьте, мой дорогой князь, что Вы выпьете чашку чая в моем прекрасном доме, Вы прогуляетесь по моему красивому саду, Вы будете отдыхать на моей террасе, куда Вы сможете выйти прямо из моего кабинета через стеклянную дверь, и, сделав несколько шагов, Вы попадете в красивый партер, слева от которого находится куртина, а справа красивая аллея...» - трогательные строки содержит одно из собственноручных писем камер-фрейлины, фаворитки императора Павла I, состоящей в числе первых выпускниц Смольного института Екатерины Ивановны Нелидовой, адресованных князю Александру Борисовичу Куракину (Санкт-Петербург, 1793-1794 гг.), заявленных «Литфондом» на торги 21 сентября. Всего 74 листа, вложенных в конверты с сургучными печатями.

Эпистолярный архив представлен в роскошном марокеновом переплете эпохи. К нему приложено французское издание переписки Нелидовой с императрицей Марией Федоровной и князем Куракиным (Париж, 1896 г.).

Архив имеет историко-культурную ценность музейного уровня. С восшествием на престол Павла I именно Нелидова становится камер-фрейлиной. Есть версии, что связь их была чисто нравственная, построенная отчасти на религиозно-мистической основе. Благодаря чему снискала одобрение даже у самой императрицы Марии Фёдоровны.

Так, по словам императора, его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». Фаворитка же, в свою очередь, научившись управлять своенравным Павлом, заявляла, что «сам Бог предназначил её» охранять государя и руководить им для общего блага».

В первые два года правления Павла некоторые придворные должности были заняты друзьями и родственниками Нелидовой. Она спасала невинных от гнева императора, а иногда ей случалось оказывать покровительство самой императрице. Также считается, что фрейлина успела отклонить Павла Петровича от уничтожения ордена Святого Георгия Победоносца.

С 1795 года придворные интриги уменьшили влияние Нелидовой на наследника престола, зато возросло доверие к ней цесаревны, заключившей с ней «настоящий дружественный союз для блага любимого обеими человека». В 1796 году у фрейлины с Павлом произошла размолвка, и Нелидова уединилась в Смольном.

Личные бумаги бывшей фаворитки, включая переписку с императрицей, опубликованы с подачи княгини Елизаветы Трубецкой. После смерти Нелидовой её дневник конфисковали и доставили для прочтения Николаю I, после чего дальнейшая судьба мемуаров неизвестна. Стартовая цена за личную переписку фрейлины составляет 2 000 000 рублей. 

Красивый и редкий Гоголь

21 сентября «Литфонд» заявил на торги первое и единственное прижизненное собрание «Сочинения Николая Гоголя» в четырех томах (Санкт-Петербург, Тип. А. Бородина и К°, 1842 г.). В издание вошли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 том), «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (2 том), «Повести» (3 том), «Комедии» (4 том). Все тома оформлены в одинаковые библиофильские переплетах XX века мастерской Eugene Stamoglou.

Первые два тома этого издания вышли в конце декабря 1842 года, а последние — в конце января следующего года, когда писатель был за границей. Известно, что Николай Васильевич к тому времени терпел серьезные убытки, поскольку выход «Сочинения …» обошелся вдвое дороже, чем предполагалось. Этим объясняется и то, что издание напечатано на очень тонкой бумаге. И то, почему до наших дней сохранилось так мало экземпляров — многие попросту не дожили.

По замыслу Гоголя, издание предназначалось для театральных постановок, поэтому 4-й том с «Ревизором» редок особенно, а полный комплект четырехтомника «Сочинений …» почти ненаходим. Чаще всего на антикварном рынке встречаются лишь отдельные тома из этого собрания. Однако в «Литфонде» комплектный Гоголь уже выставлялся и на одних из торгов был продан по ставке 4 200 000 рублей. Лидирующая ставка на предстоящем аукционе на момент релиза указана 1 400 000 рублей. 

Фотоснимок Булгакова с рецептом на морфий

Ценность музейного уровня имеет фотография Михаила Булгакова с автографом в виде фрагмента рецепта на морфий (Киев; Москва, 1918-1934 гг.). И фото писателя, и снимок его рецепта объединены под самодельной рамкой размером 15,4×15,4 см.

Примечательно, что фрагмент рецепта на морфий попал в «Литфонд», проделав долгий путь. Еще в 1979 году он был получен в Туапсе от Татьяны Николаевны Кисельгоф (Лаппа). Второй, схожий фрагмент рецепта, оказался в 2000 году в Киевском музее М.А. Булгакова.

Экспертиза на подлинность руки писателя производилась по изданию «Записки юного врача» (Киев, 1998 г.) и обширному списку документов, включая роспись лекаря Михаила Булгакова (почерк сходный), а также студенческим документам последнего — вплоть до контузии писателя в ноябре 1919 года во время похода за Шали-Аул.

Непосредственно фото Михаила Булгакова сделано фотографом Борисом Шапошниковым, который запечатлел великого мистификатора за рабочим бюро в Нащокинском переулке в Москве. Лидирующая ставка назначена в 110 000 рублей.

Подробнее со всеми лотами 21 сентября можно ознакомиться на сайте аукциона

«Книги для гурманов» из архива художницы Анны Остроумовой-Лебедевой

Участников торгов 28 сентября в «Литфонде» ожидает ценная коллекция редких и именных изданий с автографами из личного собрания русской художницы, гравера, акварелиста, мастера пейзажа и мемуаристки Анны Остроумовой-Лебедевой (1871 – 1955 гг.). Любопытно, что Остроумова (в замужестве - Лебедева) была единственной дамой среди участников художественного объединения «Мир искусства».

Поскольку именно Петербург всегда был главной темой ее гравюр: почти полвека она посвятила изображению того, что и сейчас считается «визитной карточкой» города на Неве — сумрачному небу, громаде исторических построек, соборам и …«Медному всаднику».

Кстати, о последнем. На торги представлен именной экземпляр Анны Остроумовой-Лебедевой в издательской суперобложке «Пушкин, А.С. Медный всадник. Петербургская повесть» (Санкт-Петербург, Комитет популяризации художественных изданий, 1923 г.).

В этом издании пушкинский «Медный всадник» опубликован без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного еще в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). В составе тиража были именные и нумерованные экземпляры. Продавалось издание достаточно дорого по меркам того времени — аж по 15 рублей.

Заявленный на торги именной экземпляр Остроумовой-Лебедевой представлен в издательской суперобложке. Лидирующая ставка за него на момент релиза составляет 120 000 рублей.

Настоящим сокровищем можно считать и издание одного из самых известных и красивых русских художественных изданий начала ХХ века — «Пиковую даму» Александра Пушкина (Санкт-Петербург, Издание Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1911 г.) в издательском картонажном переплете. На форзаце имеется экслибрис Анны Остроумовой-Лебедевой.

Книга была выпущена в разных вариантах издательского переплета — кожаном, шелковом, картонажном. Отпечатано издание на высококачественной бумаге верже с прекрасными иллюстрациями. Каждая глава имеет отдельный шмуцтитул и одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку. Оформление было выполнено художником и основателем объединения «Мир искусства» Александром Бенуа (1870-1960 гг.). Именно в этом издании был впервые полностью опубликован текст «Пиковой дамы» Пушкина.

Лидирующая ставка за литературный раритет 70 000 рублей. 

Литературные знатоки оценят возможность приобрести полный комплект из семи номеров редчайшего московского «Журнала литературы и искусства» (Книгоиздательство «Творчество», 1918-1922 гг.). Выпуски сохранили издательские иллюстрированные обложки.

Журнал выходил с 1918 по 1922 годы с перерывом в 1921 году. С точки зрения графики, все выпуски интересны возрождением гравюры на дереве и линолеуме — творения Анны Остроумовой-Лебедевой наряду с другими мастерами занимают в журнале почетное место.

Любопытно, что в № 3 были опубликованы рисунки Василия Кандинского. Богат и литературный раздел, поскольку в этом журнале печатались Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Владислав Ходасевич, Михаил Пришвин и другие культовые авторы. Стартовая цена за книжный антиквариат 130 000 рублей.


Материалы по теме
Первая полоса
Лучшее на AlphaBeauty