Проект «Инклюзивный музей» представляет ролик и вебинар, посвященные методу социальной истории.
В рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с детьми с ментальными особенностями создан анимационный ролик «Социальные истории в музеях», в котором рассказывается о том, что такое социальные истории и как ими пользоваться при подготовке к визиту с музей.
Метод социальной истории был разработан американским педагогом Кэрол Грей, который впоследствии стал применяться разными публичными институциями с целью предоставления адаптированной информации потенциальным посетителям для предварительной подготовки к визиту.
«Социальные истории являются инструментом, широко использующимся в обучении для улучшения социального понимания людей с аутизмом и другими особенностями развития разных возрастов. По своей форме социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом.
Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести», — отмечает Евгения Хилькевич, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ.
Очень важно, что социальные истории могут быть эффективны при работе с более широкой аудиторией: со школьными группами, людьми с миграционным опытом и любыми посетителями, испытывающими сложности в посещении учреждений культуры и музейных программ без визуальной опоры.
«В последнее время мы наблюдаем активное развитие доступных музейных программ, что является важным показателем инклюзивной культуры. Вместе с тем сам визит в музей может вызывать тревожность и возможные стрессы от попадания в непривычную среду. Страх незнакомого общественного пространства влечет за собой риск отказа от его посещения или снижение степени комфорта от пребывания в музее. Минимизировать эти риски как раз могут помочь социальные истории», — объясняют организаторы проекта «Инклюзивный музей».
«Применение метода социальных историй в музеях – это не только про комфорт и подготовку к будущей незнакомой ситуации. Инструмент также позволяет повысить вовлеченность ребенка в музейную программу.
Социальные истории могут превратить ознакомление с выставками и экспонатами в по-настоящему яркое событие, которое организовано не для галочки. Развитие и распространение этого простого метода не требуют больших ресурсов, но сделают музеи более доступными и интересными для всех детей», – считает Инна Ширшова, руководитель направления «Инклюзивная среда» фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Ролик «Социальные истории в музеях» призван в легкой и доступной форме рассказать родителям, педагогам, тьюторам, экспертам НКО, взаимодействующим с музеями, а также все потенциальным посетителям музеев, о возможностях применения этого простого инструмента.
Также 23 декабря 2020 года в 12.30-14.00 (по мск) на платформе PRO.Культура.РФ состоится вебинар «Инклюзивные программы и социальные истории в музеях», на котором будет подробно рассказано об использовании социальных историй для подготовки к визиту в музей и о других средствах визуальной поддержки в инклюзивной музейной практике.