А за «Марокканку» Зинаиды Серебряковой уже достигла 7 000 000 рублей.
29 июля Аукционный дом «Литфонд» проведет уже традиционные торги из серии «шедевры по стартовым ставкам в один рубль», на которые заявлены работы крупнейших мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Первоначальные ставки за выставленные произведения стремительно растут и на некоторые из них уже на момент релиза достигли нескольких миллионов рублей. Например, самым дорогим произведением предстоящего аукциона обещает стать одна из вершин в творчестве художницы Зинаиды Серебряковой – «Марокканка в розовых шальварах» (1932 г., бумага, пастель, 63×48 см). В правом нижнем углу картины имеется авторская подпись с датой: «Z.Serebriakova / Marrakech 1932», а на обороте – надпись: «... a Marrakech / 1932 / Z. Serebriakova / № 6». На монтировке наклеена этикетка выставки «Бенуа, Лансере, Серебряковы: художественная династия. Из частных собраний» (Москва, 2009 г.). Эта работа внесена в Реестр произведений художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967 гг.), которая стала одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи; художница входила в объединение «Мир искусства», оказавшее огромное влияние на развитие русского символизма и модерна в начале XX века.
Известно, что в марте-апреле 1932 года Серебрякова совершила свою вторую поездку в Марокко, где посетила города Фес, Сефру и Марракеш. Она была увлечена всем окружающим — людьми, традициями, деталями повседневной жизни. Кроме пейзажей и жанровых сцен, ей удалось запечатлеть пастелью несколько десятков марокканцев и марокканок в обычной для них обстановке.
Работы, созданные Серебряковой в Марокко, были экспонированы на большой персональной выставке в галерее Hotel Jean Charpentier в Париже в декабре 1932 года и получили положительные отзывы у посетителей и в прессе. Выставленная на торги пастель «Марокканка в розовых шальварах» экспонировалась под номером 6 в разделе Types de femmes arabes.
Работы «Марокканского цикла» являются одной из вершин в творчестве Серебряковой, о чем свидетельствует и отзыв французского художественного критика Камилла Моклера в газете «Le Figaro» (Париж, 1932, 9 декабря).: «Выставка госпожи Серебряковой доставила мне чрезвычайное удовольствие широтой тематики и мастерством исполнения. Это одна из самых замечательных художниц. Она воспроизводит местный колорит Феса и Марракеша с подлинной достоверностью, просто и деликатно, сохраняя при этом всю силу обаяния изображаемого <...>»
Сегодня работы художницы хранятся в коллекциях отечественных музеев (ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГРМ), а также в частных собраниях. Лидирующая ставка за пастель с марокканкой достигает 7 000 000 рублей.
Православная лирика начала XX века – за 4 000 000 рублей
Большую ценность представляет полотно «Спас на сенях» одного из основателей Общества художников-реалистов Петра Петровичева. Работа относится к первой трети ХХ века (приблизительно 1909 год, бумага на холсте, масло, 68×55 см). Картина выставлена на торги из собрания семьи художника и имеет экспертное заключение ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря. Лидирующая ставка за нее составляет 4 000 000 рублей.
Работы Михаила Нестерова из частных коллекций
Работы известного русского художника Михаила Нестерова, автора исторических сюжетов и росписей в храмах, неизменно высоко ценятся как крупнейшими художественными галереями, так и частными коллекционерами. Не исключением стали и его полотна «Близ Соловецкого монастыря» (1900-е — 1910-е гг., холст на картоне, масло, 14×21,6 см), а также «Ярославль» (1934 г., холст на картоне, масло, 17,1×21,6 см).
История появления первой работы связана с посещением художника в 1903 году Соловецкого монастыря. Тогда, под впечатлениями от увиденной там природы, Нестеров написал картину «Молчание», которая находится в экспозиции Третьяковской галереи, и вполне возможно, выставленная на торги картина «Близ Соловецкого монастыря» является одним из этюдов к «Молчанию». Лидирующая ставка за лот заявлена 3 800 000 рублей.
Вторая из упомянутых в рамках предстоящего аукциона картин Нестерова «Ярославль» опубликована в каталоге-резоне художника. На обороте, на картон, наклеен лист ученической тетради в линейку с надписью: «Наташе в день Ангела / 1934. Августа 26 / Папа / „Ярославль“». Речь идет о дочери художника от его второго брака Наталье Михайловне Нестеровой (1903–2004 гг.).
Помимо этого, с оборотной стороны наклеена этикетка собрания известного коллекционера графики профессора Петра Евгеньевича Корнилова (1896-1981 гг.), из чьей коллекции картина и попала на торги «Литфонда». Лидирующая ставка за «Ярославль» указана 3 200 000 рублей.
Примечательно, что живописец, график, художник-монументалист Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942 гг.) получил звание свободного художника за картину «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство» в 1885 году, а годом позже за полотно «До государя челобитчики» ему было присвоено звание классного художника. В последующие несколько лет Михаил Нестеров работал над книжными иллюстрациями – в частности, к роману Александра Пушкина «Капитанская дочка» и поэме Михаила Лермонтова «Песня о купце Калашникове». А в первой трети следующего столетия исполнил целую серию парадных портретов деятелей советской культуры. Одновременно создавал пейзажи и композиции на религиозные сюжеты, в духе более ранних произведений.
«Пасмурный день» Киселева – за 2 600 000 рублей
На торги, которые проведет «Литфонд» в конце июля, заявлена работа еще одного из крупнейших русских пейзажистов – «Пасмурный день» Александра Киселева (1888 г., холст, масло, 23,1×31,1 см).
Для произведений живописца Александра Александровича Киселева (1838–1911 гг.) характерны повествовательность и тщательная выписанность деталей. Творческий диапазон художника достаточно велик, он писал пейзажи «тихих уголков» русской природы, но вместе с тем много работал для художественного рынка, создавая панорамные виды в духе академического и салонного искусства. Произведения Киселева находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Лидирующая ставка за «Пасмурный день» составляет 2 600 000 рублей.
Эренбург от Матисса – почти за миллион рублей
Не оставит равнодушными ценителей «Портрет Ильи Эренбурга» от Анри Матисса (1946 г., бумага, графитный карандаш, 33,7×26,4 см). В правом нижнем углу работы имеются авторские подписи, выполненные графитным карандашом: «a ILYA / IL EHRENBOURG / Henri Matisse / 2 oct 1946». На обороте монтировки наклеена этикетка «Куратор выставок Век Эренбурга / Борис Фрезинский, СПб.». Портрет происходит из собрания семьи Лурье, с которой писателя Илью Эренбурга (1891-1967 гг.) связывали родственные узы.
К полотну прилагается письмо дочери Ильи Эренбурга, Ирины Ильиничны Эренбург (1911-1997 гг.): «Осенью 1946 года мой отец позировал для Анри Матисса в его студии в городе Ницца, где за 35 лет до того родилась я сама. Мастер предложил три сеанса, в течение которых он сделал около 15 рисунков с натуры, которые назвал „поиском древней маски вечной юности“...»
Французский художник и скульптор Анри Матисс (1869–1954 гг.) считается одной из ключевых фигур мирового искусства ХХ века. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Лидирующая ставка за его портрет русского писателя Эренбурга на момент релиза достигла 850 000 рублей.