В арт-кластере «Таврида» (проект от Росмолодёжь) завершился пятый образовательный заезд «Наука как искусство».
Молодые ученые, экологи, архитекторы, дизайнеры, художники и блогеры презентовали свои проекты. Участники арт-школы предметного дизайна создали пять концепций многофункциональных зон притяжения на территориях ж/д вокзалов.
Зона должна вписываться в любое пространство вокзала вне зависимости от планировки, притягивать внимание посетителей, быть функциональной: можно и посидеть, и сделать фотографии. Важно, чтобы инсталляция отражала идентичность городов, через которые проходят маршруты.
Под руководством экспертов из проектного бюро М4 был разработан арт-объект для направления в Карелию (из Москвы через Петрозаводск). Команда представила графический макет шкафа-архива, который содержит в себе выдвижные стекла с элементами, отражающими культуру Карелии. Участники опирались не только на традиции жителей республики, но и на образы идолов, которые воплотились в конструкции автоматов с почтовыми карточками и марками. «Еще мы хотим добавить «Паспорт путешественника», — поделилась участница Любовь Зикратова, — это книжка, в которую можно поставить штамп с помощью этих автоматов. Так, объект будет важен не только с эстетической точки зрения, но и с коммерческой».
Также коллектив проектного бюро М4 выступил наставниками для участников, работавших над проектом «Жемчужина Кавказа» (из Москвы в регионы Северного Кавказа). Для того, чтобы подчеркнуть культурные особенности, команда опиралась на кавказские традиции. Прообразом арт-объекта стала национальная бурка — безрукавный плащ из войлока. Сама инсталляция — белая, но внутри нее горят разноцветные огни — они говорят о присущей кавказскому народу гостеприимности. Для каждого города бурка будет разной (например, Майкоп является долиной яблонь, а значит визуал объекта будет сконцентрирован на этом), но все они будут символизировать хозяина дома, мужчину. Планируется, что бурки будут освещаться на 360 градусов и менять свое наполнение.
Команда практиков креативной группы Aura Дарьи Гончаровой и Юлии Эрдынеевой и архитектора бюро MEGABUDKA Феодосия Скисова представили проект для туристического маршрута в Абхазию (из Туапсе через Сочи в Гагру). Молодой архитектор из Тамбова Анна Черных презентовала концепцию МАФа природного массива. Вдохновением стал Хашупсинский каньон — природная локация, протянувшаяся на несколько километров в долине реки Хашупсе в Абхазии. Ее тоже встроили в инсталляцию: она представляет собой кристально-голубой массив в виде ледника. Команда сделала проект функциональным: природные объекты превратились в лавочки, на которых посетители вокзала смогут отдохнуть. А если хочется чего-то подвижного, то можно будет пройти экоквест: нужно только считать QR-код, расположенный на одном из каньонов.
Группа, разработавшая проект для маршрута «Байкальская сказка» (из Москвы через Урал на Байкал), под руководством представителей социально-образовательного проекта Future Architects Оскара Арсланова и Полины Волковой, а также ведущего педагога школы компьютерной графики Meta Education Виолетты Пилипенко, представила три концепции малых архитектурных форм. Основная идея всех трех объектов состоит в том, чтобы отразить уникальность каждого города и объединить это все в единый путь, который проезжает каждый человек на маршруте Москва—Байкал. Поскольку городов, по которым следует маршрут, достаточно много, участники проанализировали каждый из них и выбрали текстуры, материалы и цвета, которые отражают идентичность каждой из остановок (Иркутск — снег, Екатеринбург — малахит, Байкал — лед и т. д.) Команда представила три концепции арт-объектов с разным бюджетом.
Первая концепция «S» — это легко возводимая pop-up конструкция. Ее бюджет составляет 400 тысяч. Объект состоит из металлических балок на монолитных подпорках и одного цельного полотна, которое символизирует единый путь, объединяющий города маршрута. С каждой стороны объекта присутствует информация о данном маршруте, а также места для отдыха посетителей вокзала.
Бюджет концепции «М» предполагает затраты в 800 тысяч. Представленный павильон состоит из семи сборных конструкций с блоками из поликарбоната, которые могут трансформироваться исходя из задач. Основная идея прозрачных кубов — отражение особенностей и идентичности каждого города в его растениях, природных ископаемых и материальных ценностях, а также привлечение внимания своей интерактивной составляющей в виде ячеек, с которыми можно взаимодействовать. Получился некий прозрачный лабиринт, пройдя который посетители узнают о каждом из городов «Байкальской сказки».
Завершающая концепция — это арт-объект, который не имеет ограничений в бюджете. Команда отталкивалась от идеи высотности городов относительно уровня моря и отразила данную особенность в стилизованной форме вытянутого арт-объекта, изобразив города маршрута «Байкальская сказка» в разных техниках. Характерная черта объема – первая часть маршрута от Москвы представляет собой искусственную среду, выраженную в материале, а вторая часть маршрута до Байкала выполнена из прозрачного стекла, который напоминает воду или лед самого озера и символизирует собой соединение с природой. Выбор контрастирующих материалов не случаен, поскольку на карте России Уральские горы условно разделяют нашу страну на Европейскую и Азиатскую часть, в связи с чем появляется разделение объекта на две составляющие. Сам объем оснащен интерактивом в виде макетов городов, а также включает в себя небольшую зону пребывания, информативную составляющую за счет добавления лазерной гравировки и нанесения краски и обход со всех сторон. Команда считает, что данные объекты стали бы отличной фотозоной и культурной точкой притяжения на вокзалах страны. «В начале работы нам выдвинули требование: объект должен представлять собой отдельную конструкцию, которую можно легко собрать и разобрать, — рассказывает руководитель проектов Future Architectures и OGNIVO Оскар Арсланов, работавший в команде «Байкальской сказки». — Мы выделили несколько этапов работы: анализ, разработка, упаковка и презентация. На последней стадии нам было важно не только показать идею, но и упаковать ее с учетом пожеланий заказчика».
«Мы не ожидали, что со столь сложной архитектурной задачей справятся не архитекторы, ведь в нашей команде почти все были графическими дизайнерами, иллюстраторами и дизайнерами среды. Мы единственная команда, которая сделала чертежи всех трех объектов. Это удивительно!» — комментирует мастер-педагог команды «Байкальская сказка» Виолетта Пилипенко.
Последними презентовала свой проект команда маршрута «К виноградникам у моря» (из Москвы в Краснодарский край). Наставниками выступили архитекторы бюро Fish. Участники предложили путешественникам «продегустировать» маршрут. Они разделили пространство на несколько модулей: информационный и тактильный стенды, место для отдыха, зарядная станция, подиум и перегородки. В каждом из них есть вещи, которые можно пощупать или понюхать. Тактильный стенд разделен на несколько ячеек: одни с лавандой, другие с пробками от вина, третьи с виноградом. С алюминиевых перегородок свисают длинные лозы, а деревянный подиум, напоминающий палубу, устлан морской галькой.
Лучшим был признан проект по маршруту «Жемчужина Кавказа». Он будет реализован в вокзальном комплексе ОАО «РЖД» до 2024 года. Второе место у «Байкальской сказки», третье у маршрута в Карелию. 30 участников получили сертификаты от школы компьютерной графики META на изучение профессиональных графических и 3D-программ.