Возможно ли вылечить всех пациентов со СМА за счет государства?

Возможно ли вылечить всех пациентов со СМА за счет государства?

Приобретение лекарственных средств для лечения орфанных заболеваний требует больших объемов финансирования.

При этом закупки препаратов для терапии спинальной мышечной атрофии (СМА) являются наиболее затратной статьей для бюджетов всех уровней, и рост числа пациентов неизбежно приведет к ее увеличению. Возможно ли вылечить большее количество пациентов в рамках имеющегося бюджета? Существуют ли пути оптимизации бюджетов и каковы их механизмы? Эти вопросы обсудили эксперты во время II Научно-практической конференции с международным участием «Орфанный практикум», организованной под патронатом Российской академии наук.

В настоящее время в рамках российской системы здравоохранения существует несколько каналов льготного лекарственного обеспечения: федеральный (программа «14 высокозатратных нозологий», фонд «Круг добра», ряд видов высокозатратной медицинской помощи), региональный («Перечень 24» и региональное лекарственное обеспечение), внебюджетный (программа ОМС). При этом доступность лекарственного обеспечения пациентов в рамках этих программ неравномерна: как правило, большая доступность характерна для федеральных программ и программ с выделенными перечнями конкретных нозологий. Львиная доля закупок лекарственных препаратов для лечения СМА приходится на бюджет фонда «Круг добра», который обеспечивает терапией детей до 19 лет. Взрослые пациенты со СМА получают терапию за счет региональных бюджетов.

«В 2022 году современной терапией были обеспечены 100% пациентов детского возраста (1154 человека) и 55% взрослых больных (237 человек) с различными типами СМА. При этом большая часть закупок препаратов для лечения СМА производилась за счет средств фонда “Круг добра”. Закупки за счет иных источников финансирования осуществлялись в меньшем объеме и по более высоким ценам», – пояснил Николай Авксентьев, советник директора ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт», научный сотрудник Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Он также добавил, что, согласно проведенным расчетам, общее количество пациентов со СМА, которым может быть показана терапия, за период с 2022 по 2035 год значительно возрастет. Для обеспечения доступа к терапии всех нуждающихся за счет средств фонда «Круг добра» при разных сценариях развития ситуации дополнительно потребуется от 5,8 млрд (закупки препарата рисдиплам) до 8 млрд рублей (закупки препарата онасемноген абепарвовек для лечения СМА 1 типа). При этом размер региональных бюджетов, которые законодательно обязаны обеспечивать доступ к лекарственной терапии молодых взрослых, должен будет увеличиться примерно на 4,5 млрд рублей, из которых 2,6 млрд уйдет на нужды покидающих «Круг добра».

«После 2025 года без роста затрат бюджетов субъектов РФ на закупку патогенетической терапии для всех пациентов, выходящих из числа подопечных фонда «Круг добра», средств начнет не хватать. По нашим расчетам, только 32% больных смогут продолжить получать терапию за счет региональных бюджетов», – добавил Николай Авксентьев.

Решением этой потенциальной проблемы может стать централизация закупок лекарственных препаратов, которая позволит оптимизировать расходы региональных бюджетов. В качестве первого шага эксперт предлагает централизовать саму процедуру, а не источник финансирования. Это позволит закрыть до 15% дополнительной потребности (550 млн рублей в год). В качестве дополнительного источника финансирования терапии взрослых можно использовать профицит бюджета фонда «Круг добра», однако это потребует разработки механизма перераспределения расходных полномочий между регионами и фондом в части помощи детям.

Централизация закупок представляется наиболее эффективным решением вопроса и Константину Перову, к.э.н., директору АНО «Институт конкурсных технологий». «Если товар приобретается часто, объем закупок велик, поставщики известны, а потребность можно прогнозировать, то централизация закупок – это наиболее эффективное решение. Несмотря на ряд отрицательных моментов, таких как долгий процесс согласования, подготовки и проведения закупки, а также более сложный процесс включения в списки новых пациентов, нуждающихся в терапии, централизация позволит снизить цены, увеличить доступ к лекарственной помощи, проводить переговоры непосредственно с производителем, сделает заказы и поставки предсказуемыми, а также упростит логистику между регионами», – прокомментировал Константин Перов.

Механизмы проведения централизованных закупок могут быть разными, однако здесь необходимо наладить активную работу региона и федерального центра. Внесение ряда косметических поправок в российское законодательство позволило бы консолидировать потребности в виде совместных аукционов или централизованных закупок.

«В рамках совместных аукционов два и более субъектов РФ в лице региональных органов здравоохранения могли бы заключать соглашение. При этом контракты будут заключаться каждым заказчиком отдельно, а закупка препаратов ляжет на одного из заказчиков, либо уполномоченный орган. Централизованные же закупки смогли бы носить целевой характер трансферта из федерального бюджета РФ и вестись через уполномоченную организацию, определенную Правительством РФ», – пояснил Константин Перов.

Также в роли механизма проведения закупок можно было бы рассмотреть так называемые рамочные контракты. По мнению эксперта, они предлагают более гибкую схему управления закупкой, так как позволяют определять цену за единицу поставки и необходимый бюджет, поставлять объем препаратов «по заявке» в установленный срок, гибко планировать непосредственно саму поставку и не обязывают заказчика выбирать сразу полный объем. При этом контроль над поставкой должен вестись из регионов, что позволит более гибко определять потребности.

Константин Перов: «Любые изменения требуют вдумчивого подхода. В вопросе централизации закупок крайне важно соблюдать баланс, так как всем очевидно, что 100% централизация невозможна, а 100% децентрализация неэффективна. Только при взвешенном подходе к решению проблемы удастся выстроить новую и более эффективную систему закупок лекарственных препаратов для лечения орфанных заболеваний, в которой часть финансирования упадет на долю федерального центра, а часть будет покрыта за счет региональных бюджетов».

Актуальность этой темы была отмечена и другими участниками мероприятия, включая директора Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Минздрава РФ (ФЦПиЛО) Елену Анатольевну Максимкину, которая сообщила, что вопрос планируется к обсуждению на площадке Минздрава.


Материалы по теме
Первая полоса
Лучшее на AlphaBeauty