10 июня в прямом эфире «Академии хедлайнеров» состоялся откровенный разговор о новых смыслах и ценностях столицы в пандемической реальности.
В эфире разговор был между главным редактором проекта Сноб.ру Ксенией Чудиновой и идеологами современной городской жизни Сергеем Кузнецовым, главным архитектором города Москвы, Ильей Осколковым-Ценципером, сооснователем журнала «Афиша» и Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и президентом группы компаний «КОРТРОС» Вениамином Голубицким.
Новая реальность диктует новые правила, но каковы они — большинству из нас пока непонятно. Возможно, эта пауза была нам нужна, чтобы постараться переосмыслить происходящее и разглядеть вектор движения нашей жизни?
Сергей Кузнецов отметил ценность этого периода: «Жизнь не обнуляется. Но это и не пауза, а полезная смена режима деятельности, которая позволила открыть новые интересные моменты. Неожиданно целительной эта пауза оказалась для некоторых объектов — например, в парке «Зарядье» период всеобщей самоизоляции пришелся на момент активного роста растений, они укоренились, и парк пришел в то состояние, в котором по плану должен был находиться еще два года назад».
Вениамин Голубицкий считает возникшую благодаря пандемии паузу акцентирующим моментом — как в музыке. «У людей происходит переосмысление привычного — например, популярные прежде квартиры-студии в условиях постоянного нахождения дома всей семьи становятся гораздо менее привлекательными для большинства семей. Удаленная работа требует уединенного «кабинетного» пространства. И это — прагматическая сторона вопроса, которая остро показала себя в период карантина», — рассказал спикер.
Ксения Чудинова поставила важный вопрос: сохранится ли ценность проживания в Москве? Ведь в ситуации пандемии вырос спрос на загородную недвижимость с земельными участками. Кроме того, важно понять, насколько сильно изменились потребительские запросы в новой ситуации.
«В тренде на Москву мало что меняется, — считает Вениамин Голубицкий. — Народ продолжает сюда перемещаться, и различие в доходах тоже по-разному «играет» в этом тренде. В спальных районах многое меняется, но до «Зарядья»им далеко. Люди смотрят из своих окон на совсем разную Москву. Что такое образ жизни в Москве для разных категорий людей?
Важно понимать это различие и отвечать на различные запросы и центра, и окраин». «Я считаю, что люди будут продолжать ехать в столицу всегда, так как здесь обилие возможностей. Но из-за происходящих резких изменений можно прямо сейчас задуматься о том, что мы хотим видеть здесь, к примеру, через 15 лет.
Задаться вопросом стратегии. Хотелось бы понять, где заканчивается город Москва, где его центр, как соотносятся «спорные» части с центром? И грустно, что так мало стало проектов, которыми хочется хвастаться, удивительных прорывов — таких как парк «Зарядье», — заключил Илья Осколков-Ценципер.
Главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов сообщил, что создание и развитие «больших чудес» для столицы вроде «Зарядья» — в самых ближайших и далеко идущих планах. Что касается кризиса, то с точки зрения архитектуры города трудные кризисные моменты исторически всегда шли столице только на пользу.
Например, такие культурные объекты, как Манеж или Большой театр, без которых невозможно уже вообразить Москву, возникли после войны 1812 года. Перекройка ткани города — сама по себе всегда колоссальный стресс, но город в целом от этого только выигрывает. «Москве доводилось переживать и более серьезные проблемы, чем нынешняя пандемия, — заметил спикер, — и мы, безусловно, вынесем из этой истории конструктив».
Илья Осколков-Ценципер: «Мне лично непонятен следующий фронтир, следующие цели для города. Есть урбанистические темы, которые муссируются из года в год, но на каких из них нужно сделать упор? Возможно, на том, как сделать жизнь здоровее либо как сделать жизнь экологичнее.
Но точно это находится в области того, как сделать жизнь в городе интереснее и безопаснее. Я говорю не про «улучшайзинг», а про амбициозные цели. Про то, чтобы представить, как на самом-то деле мы хотели бы жить. Мы всегда потом можем «посадить» мечты на реальность, но это важный разговор, которого в Москве сейчас нет. Я бы назвал это кризисом мечты, кризисом желания», — пояснил Илья.
Ксения Чудиновав ходе дальнейшей дискуссии поинтересовалась, какие нужны новые архитектурные и/или дизайнерские решения в новой реальности.
Сергей Кузнецов,поделился собственной амбициозной и пока далекой целью в области архитектуры — это применение новых материалов, экологичных и высокотехнологичных.
О более или менее новых предпочтениях потребителей рассказал Вениамин Голубицкий:
«Не все могут позволить себе поместье в пригороде Москвы. Но почти каждый нуждается в кусочке зелени в легкодоступной зоне — для занятий спортом, например, и для детей. Такое пространство сильно востребовано.
И такой функционал должен быть заложен не только в элитном жилье.Еще один потребительский тренд нового времени — видовые характеристики квартиры. Также в тренде желание потребителя оставить машину в своем дворе, доступность сервисных услуг и вопросы безопасности. За все это потребители готовы в настоящий момент платить».
Сергей Кузнецов,со своей стороны, добавил, что с точки зрения понимания среды пандемия ничего нового не сообщила ни в идеологию, ни в программу планирования города. Уже находящиеся в работе программы выглядят еще вполне логичными в текущем моменте.Например, программа реновации гармонично ложится в тренд на расширение личного пространства.
Далее, сервисы, рассредоточенные по городу и принимающие онлайн-заявки (вместо скопления народных масс в ТРЦ), вышли на первый план, но они существовали и прежде. Общественные уличные пространства только на время потеряли актуальность. Чуть позже, когда отменят ограничения, трендом станет забота о себе и своем здоровье, чтобы усилить стойкость к стрессам и заболеваниям.
Уличный спорт и беговые маршруты пойдут в гору. Рабочее место дома — это удобный формат, что всего лишь стало более очевидно и перестало пугать большинство «ретроградов». Так что можно сказать, что тренды, по сути, не изменились. Ситуация просто сделала их еще острее, выдвинула на передний план».